This page is hosted for free by zzz.com.ua, if you are owner of this page, you can remove this message and gain access to many additional features by upgrading your hosting to PRO or VIP for just 41.60 UAH.
Do you want to support owner of this site? Click here and donate to his account some amount, he will be able to use it to pay for any of our services, including removing this ad.

Всеукраинская неделя детского чтения – 2015

Методические рекомендации

В пособии представлен план проведения Всеукраинской недели детского чтения в 2015 году в ЦБС для детей.

Издание адресовано библиотекарям, работающим с детьми, и руководителям детского чтения.

ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ ВСЕУКРАИНСКОЙ НЕДЕЛИ ДЕТСКОГО ЧТЕНИЯ – 2015

I день – Праздник читающей детворы

Открытие Недели детского чтения. Театрализованное представление «Экслибрия – страна сокровищ».

ІІ день – Вперед, рыцари литературы!

Академия сказочных наук

Чародей-уроки для читателей младшего школьного возраста

Библиотекарь в образе Профессора сказочных наук, Волшебника или Сказочника: «Добро пожаловать в знаменитую Академию сказочных наук! Предметы здесь все сказочные. Сегодня (называет день недели), и в нашем расписании (показывает «сказочное» расписание) – сказочная математика, сказочная ботаника, сказочная география, сказочная зоология, сказочная музыка.

(*На вопросы можно отвечать всем классом, а можно организовать и командное состязание, разбив читателей на две команды – «Сказочники» и «Волшебники», или «Буратино» и «Пиноккио» и т.п. Тогда можно вписывать оценки за урок в «дневник».

** Корректируйте сложность предлагаемых вопросов и длительность игры в зависимости от возраста читателей.)

 

Первый урок – сказочная математика

Задача 1. К числу тех, кто тянул репку, прибавить количество гномов, приютивших Белоснежку, и вычесть число голов Змея Горыныча.

(Ответ: 6+7-3=10)

Задача 2. К братьям, превратившимся в лебедей, прибавить количество зверей, с которыми встретился Колобок, и вычесть сестёр Русалочки.

(Ответ: 11+4-5=10)

Задача 3. В поисках Царевны-лягушки прошёл Иван-царевич за стрелой 3 часа со скоростью 5 км в час. А путь его был неблизкий — 40 км. Сколько километров осталось пройти Ивану-царевичу, пока он встретит свою болотную невесту?

(Ответ: 40-3х5=25)

Задача 4. В поисках своей невесты Иван-царевич обошёл 4 болота. На каждом болоте — по 12 кочек, на каждой кочке — по 6 лягушек. Сколько квакушек встретил Иван-царевич, пока нашёл Царевну-лягушку?

(Ответ: 4х12х6=288)

А теперь – переменка! И тоже сказочная!

Кто в кого и что во что превратился?

Людоед Королевича
Калиф Царевну
Лягушка Кучера
Тыква Козлёночка
Крыса Аиста
Медведь Лебедей
Принцы Карету
Братец Иванушка Мышь

 

Второй урок – сказочная ботаника

Проверим, насколько хорошо вы знаете сказочные растения.

  1. Вытащить её можно только вшестером. (Репку).
  2. В какой сказке из ячменного зёрнышка вырос тюльпан? («Дюймовочка»).
  3. Какое растение охранял зверь лесной, чудо морское? (Аленький цветочек).
  4. В какой сказке количество желаний ограничивалось числом лепестков? («Цветик-семицветик»).
  5. Из волокон какого растения пришлось героине плести рубашки, чтобы снять колдовские чары? (Крапивы).
  6. Какие цветы встречаются в сказке братьев Гримм «Белоснежка и Алоцветик» и сказке Андерсена «Снежная королева»? (Розы).
  7. За какими цветами отправилась в зимний лес героиня сказки «Двенадцать месяцев»? (Подснежниками).
  8. В какой сказке самое большое количество овощей и фруктов? («Приключения Чиполлино» Дж. Родари).

 

И снова – переменка!

Исправьте ошибки художника.

(Подготовьте изображения сказочных героев, «заламинируйте» и с помощью двухстороннего скотча прикрепите к ним, намеренно перепутав, изображения предметов и вещей. Например: Буратино с гармошкой, Карлсон в ступе, Крокодил Гена в шляпе Незнайки, Домовёнок Кузя в туфлях Маленького Мука, Незнайка «держит» золотой ключик, Баба Яга – хрустальную туфельку, Айболит – банку варенья, Золушка – ларец, Маленький Мук – корзинку с пирожками, а Красная Шапочка – аптечку.)

 

Третий урок – сказочная география

  1. В какую страну отправился с дикими гусями Нильс? (Лапландию).
  2. Какой город расположен на берегах Огурцовой реки? (Цветочный).
  3. Где находится Поле Чудес? (В Стране дураков).
  4. Герои какой сказки отправились на остров Нетинебудет? («Питер Пэн» Дж. Барри).
  5. Родной штат Дороти. (Канзас).
  6. В какой стране дети за 5 месяцев полного безделья превращаются в ослов? (В Стране Развлечений из сказки К.Коллоди «Приключения Пиноккио»).
  7. Куда школьные учебники отправили двоечника Витю Перестукина? (В Страну невыученных уроков).
  8. В какой стране лошадь называют коровой, а хлеб – чернилами? (В Стране лжецов).

А сейчас физкульт-переменка!

Представьте, что на урок физкультуры пришли сказочные герои. Расположите их по росту, начиная с самого высокого:

  • Буратино
  • Дюймовочка
  • Дядя Стёпа
  • Кот в сапогах
  • Карлсон
  • Незнайка

(Вот как надо было расположить героев: Дядя Стёпа, Карлсон, Буратино, Кот в сапогах, Незнайка, Дюймовочка)

А теперь представьте, что проходят сказочные Олимпийские игры. С помощью кого или с помощью чего можно выиграть соревнования:

а) по прыжкам высоту (если сесть на Сивку-бурку)

б) по марафонскому забегу (если попросить у Маленького Мука сапоги-скороходы)

в) по стрельбе из лука (если за тебя будет стрелять Иван-Царевич)

г) в конном троеборье (с помощью Конька-Горбунка).

 

Четвёртый урок – сказочная зоология

  1. Какие животные помогли Айболиту добраться до Африки? (Волки, орлы, кит).
  2. Как звали собаку семи богатырей в сказке Пушкина? (Соколко).
  3. Кто помог Ивану из сказки «Конёк-Горбунок» достать со дна моря перстень Царь-девицы? (Ёрш).
  4. Это животное согласно сказке всегда гуляет само по себе. (Кот).
  5. Какие животные записывались в женихи к Дюймовочке? (Жаба, майский жук, крот).
  6. Кого герой сказки вызывал словами: «Стань передо мной, как лист перед травой»? (Сивку-бурку).
  7. Кем были бульдоги в Стране дураков? (Полицейскими).
  8. Единственный персонаж сказки «Репка», у которого есть имя? (Собака Жучка).

 

Отдохнём на переменке!

Исправим ошибки поэта.

1. Я сделан из полена,
оно было недлинно.Я мальчик необычный,Зовусь я Чиполлино.Мой носик деревянныйне очень аккуратен,Им я сажаю многочернильных разных пятен.Мой лучший друг, ребята,лиса, лиса Алиса,Она в театре кукол —великая актриса.

Питаем мы с ней слабость

к ветчинке и колбасам,

А на прогулку ходим

с собакой Барабасом.

2. Я почтальон,
меня зовут Незнайка.Мое письмо к друзьямты почитай-ка!В нём дядя Гоша,славный пёс и котВсё делают всегда наоборот.Вот кот Барбоскинприобрёл лошадку,Пёс ловит в каждой речке шоколадку.А дядя Гоша, кончив институт,Рассказывает, пальмы как растут.
3. Люблю всех неизменно,

Ко мне идут толпой.

Я медвежонок Гена,

Весь плюшевый такой.

Машу я всем фуражкой

И сальто я кручу.

Дружу я с Барабашкой,

По стенкам с ним стучу,

Я всем, друзья, желаю

Добра и всяких благ

И громко-громко лаю

На мышку Шапокляк.

4. Я знаменитый доктор Бармалей.
Ты, мой дружок, ангиной не болей!Поставлю тебе градусник под мышку,А вместо грелки получи мартышку.Мой лучший друг Хватай-ТащиТебе пропишет сок и щи,И Авва, верный бегемот,Тебя компотом разотрёт.

 

Пятый урок – сказочная музыка

 

  • Какую птицу китайский император наградил за пение золотой туфлей? (Соловья из сказки Г.Х.Андерсена)
  • Самая известная сказочная музыкальная группа (Бременские музыканты)
  • Сколько песенок пела волшебная дудочка Кнута-музыканта? (Три)
  • Какой музыкальный инструмент похитил у великана герой сказки «Джек и бобовое дерево»? (Золотую арфу)
  • На каком инструменте играл герой былин – Садко? (На гуслях)
  • Какой музыкальный инструмент больше всего понравился Незнайке? (Труба)
  • Звуки этого музыкального инструмента в одной сказке помогали находить лесные ягоды, в другой – спасли от серых крыс, а в третьей – с их помощью пасли королевских зайцев. Назовите этот инструмент. (Дудочка)
  • Персонажи какой сказки пели «Польку-Птичку»? («Золотой ключик»)

 

А теперь давайте вспомним песенки Колобка, Леопольда, Незнайки, Мойдодыра.

Игра заканчивается подведением итогов и награждением победителей. Можно классу вручить «Диплом с отличием об окончании Академии сказочных наук».

 

Пикник весёлых сказок

Картворд для читателей младшего школьного возраста

Этот картворд следует разгадывать по принципу игры «Морской бой». Из букв в выделенных клеточках составьте фразу.

По горизонтали: По вертикали:
2. И 2 1. З-К 4-5
4. И-К 7 3. З-И 10
9. Г-Е 1-2 5. З 5
12. Ж 5 6. З-К 12-13
13. Б-В 6-8 7. З-К 8
14. Е-Ж 7-10 8. Д-Ж 3
15. Е 4 10. Д-Ж 11-13
18. А-Б 1-2 11. А 14-15
19. Г-Д 8 16. З 15
20. З-К 3 17. Е-Ж 15
21. Е-Ж 5-6 18. Б-В 13
23. З-К 14-15 20. А-Б 7
24. Ж 6 22. З 13

 

Ответы:

По горизонтали: 2.Мяч 4.Заяц 9.Незнайка 12.Аптечка 13.Карлсон 14.Миша 15.Птичка 18.Солнце 19.Маша 20.Мила 21.Айболит 23.Буратино 24.Зонт.

По вертикали: 1.Пятачок 3.Чиполлино 5.Шарик 6.Мальвина 7.Волк 8.Белоснежка 10.Золушка 11.Метла 16.Ключик 17.Фунтик 18.Ступа 20.Малыш 22.Бант.

Ключевая фраза: «Читайте любимые сказки».

Властелины трёх стихий

Полосатый зоодартс для читателей среднего школьного возраста

Викторина посвящена животным, в окрасе которых присутствуют полосы как на всём теле, так и на отдельных его частях.

Игровое поле представляет собой круг с тремя секторами, которые символизируют землю, воду и воздух. Внутри каждого сектора прикреплены соответствующие стикеры (в виде облачка, капельки и листочка), которые в процессе игр можно будет снять. На стикерах указана «цена» каждого вопроса в зависимости от его сложности. Количество вопросов в каждом секторе игрового поля должно быть чётным, так как в игре участвует две команды: 6 «облачков» – 5, 5, 10, 10, 15, 15 баллов; 6 «капелек» – 5, 5, 10, 10, 15, 15 баллов; 6 «листочков» – 5, 5, 10, 10, 15, 15 баллов. Команды поочерёдно самостоятельно выбирают вопросы. За правильный ответ им вручают соответствующий стикер. По ним в конце игры определяют победителя.

ВОПРОСЫ К ВИКТОРИНЕ

Сектор «Полосатые пешеходы»:

5б. – Этого великого чистюлю называют ещё полоскуном за привычку полоскать еду перед употреблением. О ком идёт речь? (Енот)

5б. – У этого свирепого зверя наших лесов детёныши для маскировки поначалу имеют полосатую спинку. Что это за животное? (Дикий кабан)

10б. – Существует множество теорий, объясняющих наличие у них полос. По мнению одних ученых, обилие полос в большом стаде сбивает с толку хищников. Другие приводят аргументы в пользу того, что полосы помогают регулировать теплообмен. По мнению третьих, полосы нужны им, чтобы узнавать друг друга. (Зебры)

10б. – Народная легенда хантов и манси говорит, что 5 тёмных полосок на спине этого лесного зверька появились в результате его ссоры с медведем. Зверёк еле вырвался из когтистой лапы, но след от неё остался навсегда. А в известном мультсериале его собратья – герои-спасатели. Назовите его. (Бурундук)

15б. – Что представляет собой гнездо тигрового питона? (Кладку яиц тигровый питон обвивает кольцами своего длинного тела и лежит так два месяца.)

15б. – В уссурийской тайге существует неписаный закон: «Обидел амбу – уходи, пока не поздно!». А кто же такой этот амба? (Тигр)

Сектор «Полосатые летуны»:

5б. – Эта великая труженица живёт всего три недели, но успевает очень много сделать. А результат её труда – любимое многими и очень полезное лакомство (Пчела).

5б. – Самое известное полосатое насекомое наших полей и огородов (Колорадский жук)

10б. – Эту птицу мало кто видел, многие её слышали, но про её повадки знают все. Из-за полосатой грудки мелкие птички принимают её за ястреба. (Кукушка)

10б. – Этим изящным полосатым существом мы можем любоваться в летние месяцы, когда его «тельняшечка» мелькает среди цветов. (Бабочки махаоны или парусники)

15б. – Эти летающие южноамериканские полосатые животные обманывают хищников тем, что имеют сзади на крылышках ложную «голову с усиками». Назовите этих животных. (Бабочки)

15б. – Во всём мире насчитывается 200 тысяч видов этих насекомых. Одни – охотники-одиночки, другие живут большими сообществами, строя гнёзда. (Осы)

Сектор «Полосатые пловцы»:

5б. – Эти полосатики – одни из самых крупных морских млекопитающих. Назовите их. (Киты)

5б. – Какую опасную хищницу, охотящуюся в морских водах, называют тигровой? (Тигровая акула)

10б. – Среди них есть клоуны, старшие сержанты, бабочки и хирурги. Назовите их одним словом. (Рыбы)

10б. – Эти небольшие рыбки, выступающие в роли акульего «конвоя», получили название от профессии людей, которые проводят морские или речные суда по опасным участкам. (Лоцманы)

15б. – Рыба-крылатка – обычный обитатель морских рифов. Полосками покрыто всё её тело, включая и длинные иглы на плавниках. О чём предупреждает её яркая окраска? (Это сигнал: «Опасно для жизни – не подходить!», ведь шипы содержат сильнейший яд)

15б. – Эти морские животные длиной до 2 м более опасны для человека, чем их сухопутные собратья. Их укус может стать смертельным для дайвера. Назовите их. (Морские змеи)

*Для более эффектной и зрелищной подачи материала рекомендуем подготовить слайд-презентацию с изображением полосатых героев викторины.

От нас природа тайн своих не прячет

СуперNATUREквест для читателей старшего школьного возраста

Игра состоит из 30 пунктов, начинается с номера 1. Игрок выбирает один из двух вариантов ответа и переходит к указанному пункту. Если ответ верный, то вы прочтете информацию, подтверждающую его правильность. Если ответ неверный, то вы получите дополнительную информацию и предложение вернуться к исходному пункту.

Эти вопросы и ответы можно набрать на цветных листах и разместить их на импровизированном «табло» большого формата для удобства читателей.

Солнечный дровссорк

Эрудит-викторина для читателей среднего школьного возраста

Все ответы на вопросы вписывайте в клеточки «лучиков», начиная от центра.

 

  1. Чтобы загорать зимой, ходят в …
  2. Редкое явление, считавшееся в старину плохим предзнаменованием.
  3. Жители какого государства называют свою родину «Страной восходящего солнца».
  4. И на солнце есть пятна. Первым это обнаружил …
  5. Металл, который алхимики обозначают символом Солнца.
  6. День недели, посвящённый Солнцу.
  7. Сын Дедала, слишком высоко взлетевший к солнцу.
  8. Древние египтяне называли этот фрукт «солнечным яйцом».
  9. Рыжие пятнышки на лице, появляющиеся от солнечных лучей.
  10. Благодаря солнечной радиации возникает полярное …
  11. Учёный, доказавший, что Земля вращается вокруг Солнца, а не наоборот.
  12. Бог Солнца в Древней Греции.
  13. Какой сказочной героине нельзя было находиться на солнце.
  14. В старину подсолнечником называли …

Ответы: 1.Солярий. 2.Затмение. 3.Япония. 4.Галилей. 5.Золото. 6.Воскресенье. 7.Икар. 8.Абрикос. 9.Веснушки. 10.Сияние. 11.Коперник. 12.Гелиос. 13.Снегурочка. 14.Зонтик.

III день – Юбилеи. Юбиляры

Моряк несуществующего мира

Литературный круиз для читателей среднего школьного возраста

«Грин умер, оставив нам решать вопрос, нужны ли нашему времени такие неистовые мечтатели, каким был он…»

К.Г. Паустовский

«Я всегда замечал, – писал Максим Горький, – что людям нравятся интересные рассказы только потому, что позволяют им забыть на час времени тяжелую, но привычную жизнь». Эти слова целиком относятся к Александру Степановичу Грину.

Вот что сам он писал о своем происхождении и детстве: «Я родился в городе Слободском Вятской губернии в 1880 году 11 августа, но ещё грудным ребенком был перевезен в Вятку, где и жил до шестнадцати лет вместе с родителями. Мой отец, Степан Евсеевич Гриневский, происходит из рода дворян Виленской губернии, в 1863 году по делу польского восстания был арестован, просидел три года в тюрьме, а затем пробыл два года в ссылке в Тобольской губернии. Имение, разумеется, конфисковали. Освобождённый общей амнистией того времени, отец пешком добрался до Вятки и здесь в конце концов обосновался, женился на девице из мещан, Анне Степановне Ляпковой». Воспитание мальчика было непоследовательным — его то баловали, то строго наказывали, то бросали без присмотра. В 1889 году девятилетнего Александра отдали в подготовительный класс местного реального училища. Его соученики впервые дали Александру прозвище «Грин».

Мечтатель, фантазёр, певец летящих сквозь бурю парусов… Почти сорокалетняя скитальческая жизнь Александра Грина вместила в себя столько невзгод, что их хватило бы на то, чтобы сделать по-настоящему несчастными добрый десяток людей. Такой ценой заплатил он за свою мечту, за то, что упрямо шёл по дороге, избранной раз и навсегда.

Искать её Саша Гриневский начал ещё мальчишкой, с того навсегда врезавшегося в память дня, когда проплыла однажды в гуляющей воскресной толпе перед его глазами чья-то лихо заломленная матросская бескозырка – эти вьющиеся, чёрные с золотом ленточки. Это видение вытряхнуло остатки «здравого смысла», призывавшего жить тихо и смирно, не забивая голову глупыми фантазиями. Но фантазии не давали ему спать. Он забросил уроки, стал запоем читать приключенческие романы Ф.Купера, Э.По, Д.Дефо, Ж.Верна. Его манили к себе неизвестные, экзотические страны, леса, моря.

Из-за строптивого характера Саша не мог ужиться с наставниками и сверстниками в школе. Он вспоминает: «…меня сверстники не любили, друзей у меня не было». От одиночества и обид он «уходил в мир вымысла и фантазии, грезил о далёких странах, морских путешествиях, необыкновенных подвигах».

В шестнадцать лет юный Саша Гриневский уходит из дома, чтобы приблизить свою мечту. Уже будучи взрослым, он признался: «Слова «Ориноко», «Миссисипи», «Суматра» звучали для меня как музыка».

Весь его багаж состоял из пустой заплечной котомки да ящика с акварельными красками, которыми он надеялся вскоре запечатлеть тропические пейзажи. Грин вспоминал в «Автобиографической повести»: «С шестью рублями в кармане, с малым числом вещей, не умея ни служить, ни работать, узкогрудый, слабосильный, не знающий ни людей, ни жизни, я нимало не тревожился, что будет со мною. Я был уверен, что сразу поступлю матросом на пароход и отправлюсь в кругосветное путешествие».

В надежде устроиться матросом на какое-нибудь судно юноша попадает в Одессу. Но Александра не приняли ни на один корабль. Началась полоса ночлежек, голода до чёрных мух в глазах, болезней, отчаянных поисков хоть какой-нибудь грошовой работы. Владельцы пароходов в открытую потешались над ним. Уж больно худосочен и жалок был этот парень. Наконец, он попал на транспортный пароход «Платон». В этом плавании увидел и запомнил порты Севастополя, Ялты, Батума, Феодосии, которые послужили прообразом фантастических гаваней Лисса, Покета, Зурбагана, Гель-Гью. Но жизнь матроса Гриневского не совпала с представлениями о ней: «Я относился серьезно, обидчиво не только к брани или враждебности, но и к шуткам, конечно, грубым, что вызывало удовольствие моих мучителей».

За границей ему удалось побывать один-единственный раз: на пароходе «Цесаревич» он отправился в Александрию, но после этого сразу же был уволен за строптивый нрав. В конце концов, молодой человек оставил мысль о корабельной службе и отправился скитаться по стране.

В 1897 году он отправился назад в Вятку, провёл там год и снова уехал на поиски счастья, на этот раз в Баку. Там перепробовал много профессий — был рыбаком, чернорабочим, работал в железнодорожных мастерских. Жизнь в Баку наложила жестокий отпечаток на Грина. Он стал печален, неразговорчив, а внешние следы бакинской жизни — преждевременная старость — остались у Грина навсегда. Внешность Грина говорила лучше слов о характере его жизни: это был необычайно худой, высокий и сутулый человек, с лицом, иссечённым тысячами морщин и шрамов, с усталыми глазами, загоравшимися прекрасным блеском только в минуты чтения или выдумывания необычайных рассказов.

Грин был некрасив, но полон скрытого обаяния. Ходил он тяжело, как ходят грузчики, надорванные работой.

Был он очень доверчив, и эта доверчивость внешне выражалась в дружеском, открытом рукопожатии. Грин говорил, что лучше всего узнаёт людей по тому, как они пожимают руку. В Баку Грин дошел до последней степени нищеты, но не изменил своему чистому и детскому воображению.

Летом 1897 года Александр вернулся к отцу в Вятку, затем снова ушёл в странствия. Был лесорубом, золотоискателем на Урале, шахтёром на железном руднике, театральным переписчиком. «В течение нескольких лет он пытался войти в жизнь, как в штормовое море, и каждый раз его, избитого о камни, выбрасывало на берег — в ненавистную, обывательскую Вятку, унылый, чопорный, глухой город». В 1902 году познакомился с революционерами, они снабдили его фальшивым паспортом на имя Григорьева и переправили в Киев, используя как связного и агитатора. Все эти приключения удачно сочетались со стремлением писателя к свободе, а жизнь нелегала, полная тайн и опасностей, манила и пленяла воображение.

За пропаганду и агитацию во флоте и крепостной артиллерии его арестовали, и пришлось два года отсидеть в Севастопольской тюрьме.

После выхода из тюрьмы в 1905 году Грин скрывался от полиции, а следующей весной познакомился с Верой Абрамовой, которая впоследствии стала его женой. Она разделяла с Александром Степановичем несчастья, выпавшие на его долю: поехала с мужем в ссылку, сначала в Сибирь, а затем в Архангельскую губернию, поддерживала его в литературных начинаниях. Нок и Гелли из рассказа «Сто вёрст по реке» — это Грин и Вера.

В 1906 году был напечатан его первый рассказ «В Италию». Псевдоним А. С. Грин впервые появился под рассказом «Случай» (1907 г.). В 1908 году у Грина вышел первый сборник рассказов «Шапка-невидимка» с подзаголовком «Рассказы о революционерах». Но писатель начинает создавать свои города: Лисс, Зурбаган, Гель-Гью, Покет – и своих героев с вымышленными, словно «иностранными» именами.

Стихи Грин начал писать ещё в Вятке, когда учился в реальном училище. За сатиру на учителей его исключили из третьего класса. Первые зрелые стихотворения, появившиеся в печати, носили тоже сатирический и реалистический характер. Но Грин в поисках идеала нашёл гармонию в любви. Об этом его первые стихи «Молчание», «Единственному другу», «Придёшь ты – и счастьем повеет». В них с восхищением и нежностью создан образ любимой, «подобный лучу»:

В дни боли и скорби, когда тяжело

И горек бесцельный досуг,

Как солнечный зайчик, тепло и светло

Приходит единственный друг.

Что заставило его взяться за перо? Чем злее обходилась с ним судьба, тем крепче становилась его полудетская вера в идеальное человеческое сердце, способное отозваться на чужую боль и чужую мечту. Всё чаще герои его книг открывали для себя одну нехитрую истину: человек может и должен «делать так называемые чудеса своими руками». В этом главный смысл его жизни.

Александр Грин, продолжая жить на нелегальном положении, уехал в Петербург, где сошёлся с журналистами, литераторами, близко познакомился с А.И.Куприным.

Первые литературные успехи совпали с личными неурядицами. Осенью 1913 года Вера решила разойтись с мужем. В своих воспоминаниях она жалуется на непредсказуемость Грина, на взаимное непонимание. Александр сделал несколько попыток примирения, но без успеха. На своём сборнике 1915 года, подаренном Вере, Грин написал: «Единственному моему другу». С портретом бывшей жены он не расставался до конца жизни.

1917 год Грин встретил восторженно, как прелюдию к «светлому празднику возрожденья», когда человек будет свободен. При первом же известии о февральской революции Грин пошёл «пешком на революцию» (так назвал он свой очерк, опубликованный в 1917 году в альманахе «Революция в Петрограде», где описал свое путешествие из Финляндии, куда был выслан в августе 1916 г. за оскорбление царской фамилии).

После Октябрьской революции Грина, тогда уже известного литератора, призвали в Красную Армию, где он служил до весны 1920 года. Действительность была далека от совершенства, писатель изрядно хлебнул горя и бедствий: физическое истощение, туберкулез, сыпной тиф. Из армии он вернулся полуинвалидом.

В холодном и голодном Петрограде Александр Степанович продолжает писать и не расстаётся с придуманными Зурбаганом и Лиссом… В доме царил жуткий холод: не было дров, и большие печи топить было нечем. А для маленьких «буржуек» была только бумага – финансовые документы, собранные в соседнем здании, которое раньше было банком. «Недоверие к действительности осталось у него на всю жизнь, – писал позже К.Паустовский. – Он всегда пытался уйти от неё».

Соседи о нём вспоминали: «В комнате ничего не было, кроме маленького кухонного стола и узкой кровати, на которой спал Грин, покрываясь потрёпанным пальто. Писал Грин с утра до сумерек, весь окутанный клубами папиросного дыма… Было в нём в эти минуты что-то, напоминающее облик незабвенного Рыцаря Печального Образа. Он так же самозабвенно и сосредоточенно погружался в свою мечту и не замечал окружающей убогой обстановки. Трудно представить, что в такой неуютной комнатушке создавалась одна из пленительнейших сказок русской литературы «Алые паруса».

Ещё до болезни, в городе Острове, где писатель начинал службу, увидел однажды Грин в витрине местной лавчонки игрушечный корабль. Обычная детская забава, годная разве что для плавания по весенним лужам. Вот только тряпичные паруса на игрушке были непривычного – красного – цвета. Грин долго смотрел на неё сквозь пыльное стекло. И вдруг блеснула первая догадка. Вот он, настоящий сюжет, его, гриновский, сюжет! «Эта игрушка мне что-то сказала, – вспоминал автор, – но я не знал, что. Тогда я прикинул, не скажет ли больше парус красного, а лучше того алого цвета, потому что в алом есть яркое ликование. И вот, развертывая из этого, беря волны и корабль с алыми парусами, я увидел цепь его бытия».

Сами собой стали разворачиваться картины будущей повести. …Рыбацкий посёлок на берегу моря…Девочка-дикарка, которой пригрезился однажды сказочный корабль с алыми парусами, корабль, рождённый её воображением…Но когда-нибудь он придёт за ней, обязательно придёт… Разумеется, все «нормальные» жители посёлка потешаются над пустыми бреднями, считают девушку чуть ли не полоумной…Но уже ищет молодой капитан самый лучший в мире алый шёлк для парусов, в которые подует попутный ветер…

Грин писал «Алые паруса» с тем азартом, с тем ликующим предчувствием удачи, которых не знал прежде. Начал писать, ещё служа в армии, в редкие свободные минуты, позже писал на больничной койке, борясь с чёрным тифозным забытьём.

«Алые паруса» стали главной книгой Грина. В этом произведении с большой силой сказались самостоятельность и оригинальность Грина. Что же позволило Грину определить жанр этой повести как феерия? Одно из значений этого слова – волшебное, сказочное зрелище. «Алые паруса» – это сказка о воплощенной в жизнь мечте. О том, как добрая воля человека превратила мечту о счастье в счастье реальное.

Александр Степанович посвятил повесть, опубликованную в 1923 году, своему верному другу жене Нине Николаевне Грин. Они поженились весной

1921 года. Первая их встреча произошла в начале 1918 года, когда Нина работала в газете «Петроградское эхо». Во второй раз они встретились через три года – в январе 1921. Нина отчаянно нуждалась, едва сводя концы с концами, и продавала вещи. Через месяц писатель сделал ей предложение. В течение отведённых Грину судьбой одиннадцати последующих лет они не расставались, и оба считали их встречу подарком судьбы.

Гуль, любимый ястреб Грина (1929 г.). Ему посвящён рассказ «История одного ястреба»

В 1924 году Грин, по настоянию жены, наконец, решил переехать в Крым. Сначала он жил в Феодосии, а затем в городке Старый Крым. Там появились на свет самые значительные его произведения: повести «Блистающий мир», «Золотая цепь», «Бегущая по волнам», «Джесси и Моргиана», цикл рассказов.

В них была своя география, вопреки географии земного шара.

В это время Грин написал несколько автобиографических рассказов: «Случайный доход», «Золото и шахтеры», «По закону» и другие.

К работе над «Автобиографической повестью» Грин приступил в начале 1930 года. Первоначально, в рукописи, он озаглавил её «На суше и на море». Есть сведения, что он хотел назвать повесть, по одному источнику, «Книга о себе», по другому «Легенда о себе», так как считал, что о нем столько рассказывали небылиц, что его подлинная жизнь будет воспринята как выдумка.

Рукопись предисловия он отправил критику Ц.Вольпе, но она так и не увидела свет. (Ц.Вольпе погиб во время войны. В конце пятидесятых годов архив его — сундук с рукописями был отдан неизвестной женщине. Местонахождение архива пока не установлено).

Сохранился лишь отрывок из предисловия:

«С 1906 по 1930 год я услышал от собратьев по перу столько удивительных сообщений о мне самом, что начал сомневаться действительно ли я жил так, как у меня здесь написано. Судите сами, есть ли основания назвать этот рассказ «Легендой о Грине»? Я буду перечислять слышанное так, как если бы говорил от себя. Плавая матросом где-то около Зурбагана, Лисса и Сан-Риоля, Грин убил английского капитана, захватив ящик рукописей, написанных этим англичанином. Грин притворяется, что не знает языков, он хорошо знает их …»

Квартиру в Феодосии пришлось продать. В 1930 году Гриневские переехали в город Старый Крым, где жизнь была дешевле. С 1930 года советская цензура, с мотивировкой «вы не сливаетесь с эпохой», запретила переиздания Грина и ввела ограничение на новые книги: по одной в год. Супруги отчаянно голодали и часто болели. Грин пытался охотиться на окрестных птиц с луком и стрелами, но безуспешно.

В конце апреля 1931 года, будучи уже серьёзно больным, Грин съездил в Москву, но ни одно издательство не проявило интереса к его произведениям. По возвращении Грин устало сказал Нине: «Печатать больше не будут». На просьбу о пенсии от Союза писателей ответа не было.

В воспоминаниях Нины Николаевны этот период охарактеризован одной фразой: «Тогда он стал умирать».

В мае 1932 года после новых ходатайств неожиданно пришёл денежный перевод от Союза писателей, посланный почему-то на имя «вдовы писателя Грина», хотя Грин был ещё жив. Существует легенда, что причиной было последнее озорство Грина — он послал в Москву телеграмму «Грин умер вышлите двести похороны».

Умер Александр Степанович 8 июля 1932 года в Старом Крыму, похоронен там же на городском кладбище. Нина выбрала место, откуда видно море. На могиле Грина скульптором Татьяной Гагариной установлен памятник «Бегущая по волнам».

 

***

Моряк несуществующего мира Александр Грин был мореплавателем, морским волком, открывателем новых стран не на морях и океанах, а в той области, которая называется душой человека.

Герои Грина красивы. Уникален его свет, вера в чудо. Настоящий Грин – это феерия его собственного мира.

Писатель знал, что вся красота творчества, наслаждение или радость часто спрессованы в одну чудесную минуту, которой нужно держаться и помнить её, как говорит герой в «Блистающем мире»: «Сделали мы и хорошую минуту». Это и есть чудо по Грину – сделать сверкающую минуту счастья для ближнего, миг, переходящий в вечность.

Сегодня произведения Александра Грина переведены на разные языки, его имя носят улицы во многих городах, горные вершины и звезда. Но самое главное – его герои, ставшие символами, благородные, самоотверженные, умеющие любить и без раздумий жертвующие собой во имя любви, продолжают жить в наших сердцах…

Паустовский говорил о творчестве Грина: «Да, нам нужны мечтатели. Рассказы Грина вызывают в людях желание разнообразной жизни, полной риска, смелости и «чувства высокого», свойственного исследователям, мореплавателям и путешественникам. После рассказов Грина хочется увидеть весь земной шар — не выдуманные Грином страны, а настоящие, подлинные, полные света, лесов, разноязычного шума гаваней, человеческих страстей и любви. … И всё, в том числе и волны, и прибой, и закаты, и скрип снастей, и грустные и веселые голоса женщин, всё существует в романах Грина для того, чтобы человек, хотя бы на мгновение, поверил в радостное чудо и стремился бы к нему в своей обыденной жизни…».

Снова месяц висит ятаганом,

На ветру догорает лист.

Утром рано из Зурбагана

Корабли отплывают в Лисс.

Кипарисами машет берег.

Шкипер, верящий всем богам,

Совершенно серьезно верит,

Что на свете есть Зурбаган.

И идут паруса на запад,

Через море и через стих,

Чтоб магнолий тяжелый запах

Грустной песенкой донести…

П.Коган. 1936

 

***

В честь Александра Грина названы:

  • в 1985 г. малая планета 2786В – «Гриневия» (открыта в 1978 г.)
  • в 2012 г. трёхпалубный речной пассажирский теплоход
  • в 2000 г. ежегодная Российская литературная премия за произведения для детей и юношества, проникнутые духом романтики и надежды
  • улицы – в Архангельске, Геленджике, Москве, Набережных Челнах, Санкт-Петербурге, Слободском, Старом Крыму, Феодосии; набережная – в Кирове
  • библиотеки – Кировская областная библиотека для детей и юношества, Юношеская библиотека № 16 в Москве, Городская библиотека в Слободском, Центральная городская библиотека в Феодосии
  • чтения и фестивали («Гриновские чтения» в Феодосии – по чётным годам с 1988 г.; в Кирове — раз в 5 лет с 1975г.,; «Гринландия» – фестиваль авторской песни в с. Башарово близ Кирова с 1987 г.; «Берег Грина» — дальневосточный фестиваль авторской песни и поэзии близ Находки с 1994 г.; «Гринландия» – ежегодный фестиваль в Старом Крыму с 2005г.)

Музеи Александра Грина

В 1960 году, к 80-летию со дня рождения писателя, его женой открыт Дом-музей в Старом Крыму.

В 1970 году в Феодосии открыт Литературно-мемориальный музей А.С.Грина.

К 100-летию со дня рождения, в 1980 году, открыт Дом-музей Александра Грина в городе Киров.

В 2010 году в городе Слободской создан Музей романтики Александра Грина.

Фильмография

«Акварель» (1958) — короткометражный х/ф по мотивам рассказа А.С.Грина (реж. О. Иоселиани)

«Алые паруса» (1961) — х/ф по одноимённой повести-феерии А.С.Грина (реж. А. Птушко)

«Бегущая по волнам» (1967) — советско-болгарский х/ф по одноимённому роману А.С.Грина (реж. П. Любимов)

«Колония Ланфиер» (1969)— х/ф по одноимённому рассказу А.С.Грина (реж. Я. Шмидт)

«Блистающий мир» (1984) —к/ф по мотивам одноимённого романа и рассказов А.С.Грина (реж. Б. Мансуров)

«Золотая цепь» (1986) — х/ф по одноимённому роману и рассказам А.С.Грина (реж. А.Муратов)

«Господин оформитель» (1988) — х/ф по мотивам рассказа А.С.Грина «Серый автомобиль» (реж. О. Тепцов)

«Правдивая история об Алых парусах» (2010) — украинский 4-серийный фильм-сказка по мотивам произведений А.С.Грина (реж. А.Стеколенко)

***

  • В Санкт-Петербурге существует традиция, когда в ночь на выпускной бал российских школьников в устье Невы входит парусный корабль с алыми парусами.
  • В 1987 году в г. Чусовом (где некоторое время жил Грин в юности) в этнографическом парке местный скульптор В.Бокарёв создал проект памятника Александру Грину, а через год пермяк Радик Мустафин высек из цельного куска гранита образ писателя. Этот памятник единственный в своем роде, поскольку больше не существует памятников Александру Грину в полный рост. Сейчас памятник стоит прямо в водах речки Архиповки, и к нему часто, согласно сложившейся традиции, приходят молодожены.

Под алым парусом мечты

Анаграммный кроссворд для читателей среднего школьного возраста

В словах переставьте буквы так, чтобы получились имена персонажей и названия, которые встречаются в феерии А.С.Грина «Алые паруса». Получившиеся слова впишите в соответствующие строчки и клеточки кроссворда и придумайте к ним задания.

Предлагаемые слова:

ТЕКСЕР (Секрет – Название корабля капитана Грэя)

ГЛОРНЕН (Лонгрен – Имя отца главной героини)

РАПЕНКА (Каперна – место действия повести)

СИЛС (Лисс – ближайший портовый город)

ТРУАР (Артур – имя капитана Грэя)

ПЛИПФИ (Филипп – имя угольщика)

ЛЬОССА (Ассоль – имя главной героини)

ГЭЛЬ (Эгль – имя собирателя песен легенд и сказок)

АНИЛЛИ (Лилиан – имя матери капитана Грэя)

РАЙНЫСК (Красный – синоним алого цвета)

Литература

  1. Грин А.С. Алые паруса [Текст]: феерия / Грин А.С.; худ. Е.Штанко. – К.: Веселка, 1981. – 64с.; ил.
  2. Грин А.С. Бегущая по волнам [Текст]: роман, рассказы / Грин А.С.; худ. М.Дорохов. – М.: Худож. литература, 1988. – 287с. – (Классики и современники).
  3. Паустовский К.Г. Жизнь Александра Грина [Текст]: литературный портрет // Паустовский К.Г. Лавровый венок: сборник / Паустовский К.Г.; сост. Г.А. Арбузова. – М.: Молодая гвардия, 1985. – С.386-402.

Сказки Датского Королевства

Радужная суперголоволомка для читателей младшего школьного возраста

С помощью ключа решите криптограмму. Обратите внимание на пересечение формы фигуры с её цветом. И тогда вы прочитаете…

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(Здесь зашифрованы названия сказок Андерсена «Огниво», «Дюймовочка», «Русалочка», «Снежная королева», «Дикие лебеди»)

Ребята, а теперь попробуйте сами составить головоломки для своих друзей!

IV день – Из короба Офени-книгоноши

Традиционно день посвящен новинкам литературы. Оформите экспресс-информацию на новые книги, проведите библиографический обзор новинок детской литературы.

 

V день – «Шутки и смех от всех и для всех»

Соображай с воображением!

Эрудит-кросс для читателей среднего школьного возраста

  1. Что живёт зимой, умирает летом и растёт вниз головой?
  2. (по горизонтали и по вертикали) Какие две дамы в США самые большие?
  3. Каждое утро фермер на завтрак ест яйца. Он не держит кур и никогда ни у кого не покупает яйца. Угадайте место, где он их берёт.
  4. Ванна, которой люди пользуются, не наполняя водой.
  5. Что не существует, но имеет название?
  6. Доска лежит на болоте: не сохнет, не гниёт и ржавчина не берёт.
  7. Что можно поддерживать, не дотрагиваясь до него?
  8. Человек, перед которым все люди снимают шляпы.
  9. (по горизонтали) Какое имя из семи букв можно написать тремя буквами?
  10. (по вертикали) Если отнять от числа половину, то ничего не останется. Что это за число?
  11. Что жжётся в холодильнике?
  12. Как написать «мышеловка» тремя буквами?
  13. Тебе дано, а другие пользуются. Что это?
  14. Он всё время лезет из кожи вон.
  15. Слово состоит из пяти букв. Если одну из них выбросить, всё равно останется пять. Что это за слово?
  16. Чашечка, из которой нельзя напиться.

 

ОТВЕТЫ: 1.Сосулька. 2.(по горизонтали) Миссисипи. 2.(по вертикали) Миссури. 3.Утятник. 4.Солнечная. 5.Ничего. 6.Язык. 7.Разговор. 8.Парикмахер. 9.(по горизонтали)Варвара. 9.(по вертикали)Восемь. 10.Горчица. 11.Кот. 12.Имя. 13.Волос. 14.Опять. 15.Коленная.

Радуга загадок

Разноцветная викторина для читателей младшего школьного возраста

ЗАГАДКИ КРАСНОГО ЦВЕТА

  • Покраснел зелёный сад – капли красные висят.
  • Всем знакомы капли эти, их и взрослые, и дети
  • С удовольствием едят – только косточки летят! (Вишни)
  • Красный, вкусный, хоть несладкий, зреет на обычной грядке,
  • Но, как в сказке, с давних пор все зовут его «синьор». (Помидор)
  • Лесная и садовая, душистая, медовая,
  • Вся розовато-красная, да и на вкус прекрасная. (Земляника)
  • Полосатый, с гладкой кожей, льнёт он к солнцу в день погожий
  • И краснеет изнутри ярче утренней зари. (Арбуз)

ЗАГАДКИ ОРАНЖЕВОГО ЦВЕТА

  • По веткам скачет, да не птица, рыжая, да не лисица. (Белка)
  • Я сладкий, рос на юге как солнышко в листве,
  • Оранжевый и круглый, я нравлюсь детворе. (Мандарин)
  • За кудрявый хохолок лису из норки поволок. (Морковь)

ЗАГАДКИ ЖЁЛТОГО ЦВЕТА

  • Я кислый был зелёный, созрел и пожелтел.
  • Из жарких стран, ребята, я к чаю прилетел. (Лимон)
  • Кто в зелёные косынки прячет зёрна-золотинки? (Кукуруза)
  • Явился в жёлтой шубке: «Прощайте, две скорлупки!» (Цыплёнок)
  • Большой подсолнух в небе, цветёт он много лет,
  • Цветёт зимой и летом, а семечек всё нет. (Солнце)

ЗАГАДКИ ЗЕЛЁНОГО ЦВЕТА

  • Никогда он не грустит, а хрустит, хрустит, хрустит.
  • Хочешь, так подай на стол, хочешь, брось его в рассол. (Огурец)
  • Что за странный шар растёт на окне в иголках?
  • Зеленеет и цветёт, и на вид не ёлка. (Кактус)
  • Зелёный огонь рукою не тронь.
  • Рукою не тронь! Обжигает ладонь. (Крапива)
  • Её всегда в лесу найдёшь – пойдём гулять и встретим.
  • Стоит колючая как ёж зимою в платье летнем. (Ёлка)

ЗАГАДКИ ГОЛУБОГО ЦВЕТА

  • Голубые огоньки распустились у реки,
  • С мая по июнь цветут, аромат чудесный льют. (Незабудки)
  • Цветок голубой средь колосьев пшенички
  • На мир распахнул удивлённо реснички.
  • Сорвал его Вася в прекрасный денёк,
  • Не зная, что имя цветку…(василёк)!
  • Это что за потолок? То он низок, то высок,
  • То он сер, то беловат, то чуть-чуть голубоват. (Небо)

ЗАГАДКИ СИНЕГО ЦВЕТА

  • Было зелёное платье атласное. Нет, не понравилось, выбрала красное.
  • Но надоело также и это. Платье надела синего цвета. (Слива)
  • Я и ловкий, я и смелый, очень вкусный, когда спелый.
  • Я без лестниц, без ступеньки на любую влезу стенку. (Виноград)
  • Летом, все к нему стремятся загорать и искупаться
  • На песке и на просторе. Ну, конечно, это… (море)

ЗАГАДКИ ФИОЛЕТОВОГО ЦВЕТА

  • Стоит звонок на тонкой ножке в фиолетовой одёжке.
  • Названье ему очень звонкое дали,
  • Но вот зазвенеть он сумеет едва ли. (Колокольчик)
  • В мире моды овощной каждый блещет красотой.
  • Фиолетовый кафтан надевает… (баклажан)

 

Всеукраинская неделя детского чтения [Текст]: методические рекомендации / Центральная детская библиотека; методико-библиографический отдел; [составитель зав. МБО А.В.Хаджирадева; комп. набор О.И.Малай; ответственный за вып. Т.В.Канская]. – Измаил, 2015.- 29 с.

Пр-т Мира, 17, г.Измаил, 68600

Тел/факс: (04841)5-74-13, тел.(04841)5-50-26

http: //izmcdb.in.ua

http: // izmchildbibl.blogspot.com

e-mail: izm.detbibl@mail.ru